Химзащита от алкоголя – один из элементов противорецидивной аверсивной запретительной терапии (кодирования). Пациенту вводится медицинский препарат, как правило, на базе дисульфирама, после чего человек теряет возможность испытывать приятные ощущения от употребления спиртного.

Препарат может вводиться инъекционно, в вену или внутримышечно, а также в виде капсулы, которая имплантируется подкожно. Существуют также таблетки для регулярного приёма, однако их эффективность значительно ниже других форм.

Принцип действия

Принцип действия препаратов на основе дисульфирама заключается в изменении метаболических процессов, связанных с переработкой алкоголя в организме пациента. В частности, ускоряется распад этилового спирта, вследствие чего он больше не может стимулировать опиоидные рецепторы в центрах удовольствия.

Продуктом распада алкоголя является ацетальдегид – токсин обратимого действия. Уже через несколько минут после приёма спиртосодержащего напитка он начинает накапливаться в тканях и вызывает большое количество неприятных ощущений:

• Повышение температуры;
  • Ускорение сердцебиения;
  • Одышка;
  • Головная боль;
  • Нарушение зрения;
  • Тремор;
  • Тошнота, рвота, диарея.

Таким образом, на ацетальдегид реагируют все системы организма. В дальнейшем токсин выводится из организма естественным путём. Неприятные ощущения наступают уже после приёма небольшой дозы алкоголя (например, бутылки пива или рюмки водки). Поэтому пациент физически не может в значительной мере «отравить себя», но при этом всё равно прекращает употребление спиртных напитков и даже не способен «поддержать компанию» во время застолья.

Сам по себе дисульфирам также постепенно выводится из организма. Срок кодирования в зависимости от дозировки и типа химзащиты составляет от 1 до 6 месяцев. За это время пациент окончательно отвыкает от употребления алкоголя, у него прекращается зависимость, и повторное кодирование в абсолютном большинстве случаев не требуется.

Препараты для химзащиты от алкоголя

Для химзащиты от алкоголя применяются такие препараты, как «Дисульфирам», «Антабус», «Абстинил», «Тетурам», «Лидевин», «Эспераль» и «Колме».

Первые пять препаратов – это инъекции на основе дисульфирама. Они отличаются только формой введения. Часть – непосредственно внутривенные растворы для инъекций, часть – гелевые капсулы, которые вшиваются подкожно. «Дисульфирам» также существует в виде таблеток. Но срок действия такой формы – 2 суток после приёма, так что требуется соблюдать регулярность и контроль, особенно в том случае, когда пациент не хочет самостоятельно лечиться.

«Эспераль» также базируется на дисульфираме, однако дополняет это действующее вещество витаминами группы B. Это позволяет быстрее прекратить зависимость и восстановить организм, особенно если кодированию предшествовал длительный запой.

Наконец, препарат «Колме» в качестве действующего вещества использует цианамид. Форма выпуска – капли, которые принимаются внутрь. Цианамид имеет то же действие, что и дисульфирам, и точно так же вызывает неприятные ощущения при приёме алкоголя. Однако он не столь безопасен. Выписывая цианамид, врач-нарколог должен разработать индивидуальную схему приёма с учётом особенностей пациента, а пациент – должен ей следовать, чётко соблюдая дозировку и время.

Мы внимательно следим за рынком медикаментов и современными способами лечения алкогольной зависимости, поэтому препараты, использующиеся в нашей клинике, прошли все необходимые клинические испытания, эффективны и безопасны. Обращайтесь к нам для кодирования от алкоголизма.