Как сказал Александр Дюма, «всякая минута счастья таит в себе будущую тревогу». И это утверждение как нельзя более справедливо для тех, кто страдает паническим или генерализованным тревожным расстройством. Даже в те мгновения жизни, когда можно расслабиться и наслаждаться моментом, они подспудно испытывают ощущение страха, беспокойства и неуверенности в завтрашнем дне. И зачастую им не удается освободиться от гнетущих мыслей без помощи грамотного специалиста.

«Бесконечная тревога» и приступы паники

Если сравнивать тревожное и паническое расстройство, наиболее очевидное различие будет заключаться в отсутствии или наличии приступов паники – панических атак. Именно страх перед повторением панической атаки лежит в основе панического расстройства.

Что же такое паническая атака? Это крайняя степень проявления тревоги, которая начинается внезапно, набирает обороты в течение нескольких минут и сопровождается возникновением определенных симптомов. Для удобства специалисты подразделяют симптомы панических атак на три группы:

1. Вегетативные:

• сухость во рту;

• дрожание или тремор, напоминающее озноб;

• потливость;

• частое биение сердца (как говорят пациенты, «такое чувство, будто сердце выпрыгивает из груди»);

• тошнота, рвота или боль (спазмы) в животе;

• боль или дискомфорт в груди;

• затрудненное дыхание, чувство удушья, невозможность сделать выдох или вдох

1. Психические:

• ощущение того, что «земля уходит из-под ног», головокружение, чувство вращения предметов вокруг человека;

• страх потери контроля над происходящим, сумасшествия;

• страх смерти;

• ощущение нереальности окружающих предметов (дереализация);

• ощущение того, что собственное я (или душа) отдалилась и находится где-то за пределами тела, места нахождения человека и т.д. (деперсонализация).

1. Общие:

• онемение или чувство покалывания во всем теле, в руках, часто – в кончиках пальцев или ногах («ноги стали ватными»);

• приливы (резкое чувство жара) или озноб.

О развитии панической атаки говорят при наличии нескольких симптомов из указанного перечня, при условии, что они сохраняются на протяжении нескольких минут; по меньшей мере один симптом должен относиться к первой четверке, выделенной жирным шрифтом. При развитии 4 и более симптомов говорят о большом приступе панической атаки; обычно они повторяются не чаще одного раза в неделю–месяц. При развитии менее 4 симптомов говорят о малом приступе; он может повторяться до нескольких раз в день.

Спровоцировать развитие панической атаки может воздействие внешних или внутренних факторов. Часто первые эпизоды случаются после перенесенной операции, тяжелого заболевания, утраты близкого человека, тяжелой физической или умственной работы. В дальнейшем формируется четкая связь с местом или ситуацией, где произошел эпизод паники. Больной начинает подсознательно, а затем и открыто, избегать таких ситуаций.

Важные «звоночки» о том, что человеку нужна помощь

Сама по себе паническая атака – очень неприятное явление, но настоящей угрозой для больного она становится при развитии панического расстройства. В этом случае к атакам присоединяется фобия – страх перед повторением приступа, перед скоплением народа или открытыми пространствами, перед одиночеством, смертью или болезнью. Это сопровождается изменением в поведении, замкнутостью, зацикленностью на своей проблеме, а затем и когнитивными нарушениями, в которых на первый план выходят:

• низкая концентрация внимания;

• расстройство памяти, трудность запоминания;

• замедленное, неподатливое мышление.

Такие же нарушения присутствуют и при тревожном расстройстве, разница лишь в том, что больной с тревожным расстройством испытывает постоянное генерализованное беспокойство, не сосредоточенное на каком-либо конкретном процессе или явлении (например, на панической атаке).

В обоих случаях – и при паническом, и при тревожном расстройстве – меняется восприятие происходящего, появляется обостренное внимание к любым тревожным стимулам, не фиксируется положительный опыт. Создается благоприятный фон для развития психического заболевания (например, шизофрении). Присоединяются соматические симптомы:

• нарушение сна;

• головная боль;

• признаки дисфункции вегетативной нервной системы;

• ощущение усталости и снижение работоспособности.

В тяжелых случаях возникают проблемы с межличностным общением (в том числе родственниками, супругами), больной замыкается в себе.

Для каждой проблемы есть решение

Оказание помощи пациентам с паническими атаками, паническими и тревожными расстройствами входит в число основных задач N.A.P. clinic. Помимо современных схем лекарственной терапии, наши специалисты применяют психотерапевтические практики, направленные на снятие напряжения, снижение тревожности, повышение социальной адаптации пациента, нивелирование психовегетативных симптомов – в частности, когнитивно-поведенческая терапия.

Важно понимать, что в каждой ситуации лечение подбирается индивидуально, с учетом личностных характеристик, возраста, пола пациента, ритма его жизни, течения болезни. Невозможно вернуть душевное равновесие, если действовать по шаблону. Но если исходить из уникальности каждого случая, можно взять расстройство под контроль. А это главное условие выздоровления и профилактики серьезных осложнений.

Панические атаки и тревожное расстройство: когда тревога разрушает жизнь