Алкоголизм – это заболевание, которое формирует две формы зависимости одновременно: психологическую и биохимическую. Они тесно взаимосвязаны, очень похожи по проявлениям, однако имеют разную природу. Психологическая зависимость базируется на стремлении пациентом вытеснить различные негативные эмоции или же укрепить позитивные посредством приёма алкоголя. И от неё избавиться сложнее, чем от биохимической.

Если лечение биохимической зависимости может ограничиваться просто детокс-терапией с очисткой организма от продуктов распада этанола и восстановлением метаболических процессов посредством насыщения различными витаминами и микроэлементами, то для борьбы с психологической потребуется сила воли, консультации врача-психотерапевта или просто время. Запретив пациенту употреблять алкоголь на продолжительный период, можно сформировать у него постепенное отторжение к спиртному.

Именно для этих целей используется противорецидивная аверсивная запретительная терапия, также известная как кодирование. Пациенту вводится специальное химическое вещество, которое либо блокирует опиоидные рецепторы (после чего человек теряет способность получать удовольствие от спиртного), либо прекращает метаболизм этанола, останавливая его на ацетальдегиде. И наиболее распространённый срок кодирования – на год. За это время у пациента формируется стойкое отвращение к алкоголю.

Для кодирования от алкоголизма на год обычно используются препараты на основе дисульфирама. Однако, если хочется что-то более «щадящее», то можно воспользоваться налтрексоном. Однако максимальный срок кодирования этим препаратом – 3 месяца, так что в течение года потребуется посетить нашу клинику ещё 3 раза.

Как действует дисульфирам

При выборе дисульфирама как менее дорогой и более долгосрочной альтернативы налтрексону нужно понимать принцип действия этого препарата. По сути, он «мстит» пациенту при употреблении алкоголя. Если говорить по-научному, дисульфирам – это ингибитор выработки ацетальдегиддегидрогеназы, фермента печени, противоядия для ацетальдегида.

Когда пациент употребляет алкоголь, в его организме начинают протекать сложные химические процессы, в результате которых этанол распадается на воду и углекислый газ. Однако «по пути» он превращается в ацетальдегид – тканевый токсин, который отравляет все органы. Именно из-за него после употребления алкоголя болит голова, чувствуются неприятные ощущения в теле.

Как только организм обнаруживает отравление ацетальдегидом, печень начинает вырабатывать ацетальдегиддегидрогеназу – специальный фермент, противоядие, которое и разрушает этот токсин. После этого метаболизм продолжается и организм выводит продукты распада алкоголя естественным путём.

Дисульфирам не даёт печени выработать ацетальдегиддегидрогеназу в достаточном состоянии. Поэтому ацетальдегид начинает отравлять организм. Это проявляется в следующих симптомах:

• Повышение давления, температуры, «кровь приливает к лицу»;
  • Появляется головная боль, как при похмелье;
  • Начинается расстройство пищеварения, человек резко хочет в туалет;
  • Другие органы также «реагируют» болезненным и дискомфортным состоянием.

При этом все эти симптомы появляются уже через 5-10 минут после употребления алкоголя. Поэтому человек физически не может выпить слишком много, чтобы у него началась сильная этаноловая интоксикация.

Всё токсичное действие, вызванное ацетальдегидом, обратимое. Уже через 1-2 часа симптомы ослабевают, а через 6-8 часов токсин окончательно выводится из организма.

Как проводится кодирование дисульфирамом

Кодирование дисульфирамом на год подразумевает размещение капсулы с веществом под кожей человека. Это – небольшая операция, поэтому проводиться она должна квалифицированным врачом в стерильных условиях. В нашей клинике кодирование на год осуществляется стационарно, а на более короткие периоды может быть осуществлено на дому.

Капсула хирургическим методом вживляется в труднодоступный участок тела. Обычно – на кожу под лопаткой. Там она не доставляет никакого дискомфорта пациенту. Но в редких случаях капсула может быть размещена в других местах – на животе, ягодице и так далее.

Капсула содержит достаточное количество дисульфирама для поддержания его уровня в крови в течение года. Со временем она постепенно рассасывается. Через год капсула растворяется окончательно, после чего человек может начать вновь употреблять алкоголь. Но, как показывает практика, за прошедший период формируется устойчивый рефлекс на базе инстинкта самосохранения, и к спиртному пациент больше никогда не притрагивается.

При необходимости можно произвести раскодирование. При этом капсула извлекается, а в кровь инъекционным методом вводится антидот. Через несколько часов дисульфирам выводится из организма окончательно.

Как действует налтрексон

Налтрексон – ещё одно средство, которое используется для кодирования от алкоголизма. Однако его принцип действия отличается от дисульфирама. Налтрексон – это блокатор опиоидных рецепторов.

Когда человек употребляет алкоголь, этанол стимулирует опиоидные рецепторы в нейронах. Благодаря этому улучшается настроение, появляется чувство эйфории. Оно притупляет неприятные ощущения, вызванные собственно употреблением алкоголя. Налтрексон блокирует опиоидные рецепторы, вследствие чего никакого улучшения настроения или эйфории не наступает. А вот все неприятные ощущения сохраняются.

Налтрексон действует на более тонком уровне, нежели дисульфирам. Он формирует более устойчивый рефлекс «алкоголь – это плохо». Некоторые наши пациенты сообщают, что после такого кодирования они испытывали ощущение тошноты и даже рвоту просто при появлении мыслей об употреблении спиртных напитков.

Как проводится кодирование налтрексоном

Налтрексон вследствие физиологических и биохимических ограничений не может вводиться на столь же продолжительный период, как дисульфирам. Максимальный срок кодирования этим препаратом – три месяца. Однако уже этого достаточно для избавления от алкогольной зависимости.

Налтрексон вводится инъекцией. Хирургические процедуры в этом случае проводить не требуется, так что кодирование может быть выполнено на дому. Врач подбирает дозировку препарата, исходя из индивидуальных особенностей и переносимости пациента. После введения налтрексона его необходимый уровень в крови поддерживается на протяжении всего времени кодирования.

Если трёх месяцев было недостаточно, врач может повторить кодирование. Как следствие, если требуется провести противорецидивную терапию на год, необходимо сделать четыре инъекции налтрексона.

Раскодирование также возможно. Инъекцией в кровь пациента вводится антидот, который разлагает налтрексон и выводит его из организма.

Как выбрать способ кодирования

Самостоятельный выбор способа кодирования не рекомендуется. Чтобы процедура была максимально эффективной, необходимо, чтобы её осуществил врач. После проведения лабораторных и клинических исследований нарколог подскажет, какой препарат лучше использовать и на какой срок лучше делать кодирование.

Поэтому перед кодированием рекомендуем посетить врача-нарколога нашей клиники N. A. P. Clinic.

Дисульфирам или налтриксон? Сравнение препаратов